|
Коллекторы "достали"
80% украинцев
Согласно
опросу, который был проведен на сайте banki.ua, более 80% людей взволнованы
поведением сотрудников коллекторских агентств и банковских учреждений. В
процессе контакта с должниками сотрудники коллекторских подразделений могут
попасть на случайных людей. В последнее время стали случаться намного чаще.
Коллекторы
пытаются взыскать все, что угодно, включая те долги, которые уже были давно
погашены и даже долги, которые вообще никогда не существовали.
Больше всего
вызывают раздражение непрекращающиеся телефонные звонки, которыми коллекторы
изнуряют людей. На ранних этапах просрочки банки используют автоматический
IVR-обзвон с помощью колл-центров. Чем больше срок, тем более активными
становятся действия по досудебному взысканию.
Банк может
передать долг или продать его "хард" коллекторам. Тогда специалисты
по взысканию долгов выходят "в поле" и контактируют с соседями
должника, а также его коллегами по работе.
Эти случаи
возникают все чаще, и до сих пор никто не задумывался о том, как много невинных
людей стало целями охотников за долгами. Даже те, кто каким-то образом связан с
коллекторским бизнесом, обеспокоены большим количеством ошибок в процессе
досудебного взыскания, опасаясь, что их количество продолжит расти.
"Сейчас
у меня на руках три распечатки из банка и разница в сумме долга между ними
порядка 1000 и 100 гривен, то есть во всех трех бумагах разные суммы", -
удивляется посетительница конференции banki.ua. - "При закрытии кредита,
сумма уточнялась у менеджера на день закрытия, а через пару месяцев главный
офис банка прислал распечатку о том, что остаток задолженности составляет 100
гривен и стал начислять на них 140 гривен процентов ежемесячно".
"Теперь
мне постоянно приходят письма, имитирующие решение Суда о принудительном
взыскании этого долга, а недавно вообще разместили в моем подъезде объявление о
том, что я прошу соседей помочь мне материально. И все это при честно
погашенном кредите", - говорит она.
Ситуацию
осложняет отсутствие каких-либо регулирующих документов или руководств, которые
могли бы оперативно упредить возникновение подобных случаев.
Более того,
поскольку согласно действующему законодательству, коллекторский бизнес не
лицензируется, то компании этого сектора не имеют "противовеса" по
отношению к незаконным и неэтичным практикам ведения бизнеса.
При этом у
местных комитетов по защите прав потребителей практически отсутствуют рычаги
воздействия на коллекторский бизнес.
Напротив,
надежда на справедливость сохраняется в кредитно-финансовой сфере, где
потребитель может пожаловаться на неправомерные действия в Национальный банк
Украины или Госфинуслуг, которые вместе надзирают за банками и рынком
потребительского кредитования.
Именно поэтому,
как правило, банки регистрируют все жалобы, очень внимательно следят и держат
под контролем практику взыскания задолженности с помощью собственных
коллекторских служб.
Тем не
менее, даже в банках периодически случаются скандалы из-за допущенных ошибок
при обзвоне должников "софт" колл-центром, или выезде
"хард" коллекторов.
Коллекторы,
используя различные способы общения с неплательщиками, часто находящиеся
"на грани фола", очень пугают людей, которые по ошибке оказались в
базе данных злостных неплательщиков. Особенно много случаев возникает в связи с
неэтичной практикой розыска должников.
При общении
с коллекторами очень важно знать свои права и линию поведения. Сайт дает
советы, что делать, если коллекторы стали контактировать с вами по поводу кредита,
который вы уже давно погасили.
Необходимо
написать и отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. В самом письме
следует объяснить ситуацию и вложить копии всех имеющихся квитанций об оплате, а
также копию справки об отсутствии кредитной задолженности.
По
инструкции НБУ,такую справку обязаны выдавать при закрытии кредитной
задолженности перед банком. Для старых кредитов, а также кредитов, которые были
взяты в других финансовых учреждениях, такие справки могли не выдаваться,
чтодобавляет проблем при общении с коллекторской компанией.
СогласноГражданскому
кодексу Украины, коллекторская компания обязана отправитьписьменное
уведомление, в котором сообщается сумма долга и наименованиекредитора, который
купил долг.Если долг, о котором сообщает коллекторская компания, никогда не был
вашим, нужно написать ответное письмо, где сообщить об отсутствии задолженности
и попросить коллекторов больше не контактировать с вами.
Если звонки
продолжаются, а коллектор не может доказать наличие вашего долга перед компанией,
нужно обратиться с письмом в Комиссию по защите прав потребителей.
Кроме этого,
юристы настоятельно рекомендуют также обжаловать действия коллекторов в
Генеральной Прокуратуре, ведь согласно статье 32 Конституции Украины, никто не
может претерпевать вмешательство в его личную и семейную жизнь. А противоправные
действия коллекторов можно расценивать как безосновательное вмешательство
вличную жизнь, которое является нарушением конституционных прав граждан.
Менее года
назад появились две крупные ассоциации коллекторских агентств, которые
репрезентуют более 90% рынка услуг по взысканиюзадолженности. На сайте одной из
них размещен Кодекс этики коллектора,основной целью которого является защита
потребителей от неэтичногоповедения коллекторских компаний.
Для тех случаев,
когда человек считает, что коллекторская компания, входящая в
ассоциацию, каким-либо образом нарушила принятый Кодекс этики, предусмотрен
раздел подачи жалоб.
Жалобу можно
отправить ассоциации прямо с помощью формы на сайте, со всеми копиями
корреспонденции и документов, которые имеют отношение к делу. При этом
необходимо проверить, чтобы человек, который подает жалобу и должник, если это
разные люди, вместе подписали жалобу.
Коллектор вправе
контактировать с должником персонально, по почте, с помощью телефона, смс или
факса. Однако он не должен вступать в контакт внеудобное для человека время,
такое как до 7-00 утра или после 22-00 вечера, если только не получит
соответствующее разрешение.
Кроме
этого, коллектор не должен звонить должнику на работу или приходить в офис,если
знает, что работодатель должника против таких контактов.
В статье 8
Кодекса Этики коллекторов также сказано, что они обязаны:
не
использовать процедуры взыскания, которые могут оскорбить честь идостоинство
должника; не осуществлять беспричинное давление на должника в случае неплатежа;
быть предусмотрительным и осторожным во время контакта с должником по телефону,
смс, по электронной почте или вовремя личного визита;
в случае
если других инструкций не поступало,принять все обоснованные предложения
должников уплатить долг частичными платежами, при условии получения объективных
причин о неспособности заплатить долг; не намекать в письменной или устной
форме, что будет применяться криминальное преследование или будет подан
гражданский иск, при отсутствии на это правовых оснований;
предлагать
максимальное сотрудничество с уполномоченной третьей стороной должника;
предлагать должникам, которые имеют финансовые сложности, проинформировать
членов семьи про их сложности с погашением долгов во избежание конфликтных ситуаций;
принимать во внимание всю предоставленную информацию о причинах неплатежа перед
принятием решения о том, насколько допустимопринуждение к оплате долга.
Специалисты
по взысканию должны: не скрывать информацию о своей должности; применять любые
необходимые действия для того, чтобы убедиться, что должник, который находится
врозыске, является именно тем человеком; в том случае, если найденное лицо не
является должником, соответственно обновить все необходимые записи в базе
данных.
Не смотря на
это, сотрудники коллекторских компаний и банков продолжают нарушать Кодекс
Этики, а потребители не могут добиться справедливости.
Потребителям остается только ждать, что когда-нибудь
во главе таких организаций будут действительно независимые люди, которые никогда
не занимали высоких постов в коммерческих банках и коллекторских компаниях.
|